Турист Wonderful_World
Wonderful_World
был 31 июля 2023 15:09

Сувенир не для холодильника

4
Рис. 1. Открытки из Новосибирска

Открыв почтовый ящик, мы обычно видим бумажный спам: бесплатные газеты, рекламу. Из полезного — максимум квитанции. А письма — бумажные, не электронные — мы уже почти не получаем, да и не отправляем. Но вот почтовые открытки возвращаются в моду. Любопытно, что эта старинная традиция сейчас нередко используется для продвижения самобытности городов и целых регионов. Приведем несколько примеров.

Собери Новосибирск

В 2017 году новосибирские архитекторы, объединенные в команду Paperarch, создали открытки-конструкторы, из которых можно собрать макеты известных зданий города. В неразрезанном виде они представляли собой открытки традиционного размера, которые можно отправить по почте без конверта. По словам авторов проекта, сначала они сделали открытки в подарок для знакомых архитекторов. А потом проверили, придумывали ли в Новосибирске что-то подобное до них, ничего не нашли — и решили создать серию на продажу. В итоге подготовили четыре варианта открыток с достопримечательностями Новосибирска и предложили их сувенирным магазинам и музеям. Макеты всех зданий были представлены в масштабе 1:1000. На лицевой стороне открыток изображались необходимые для сборки детали, также на открытках была нарисована схема сборки.

В 2019 году набор расширили до 9 зданий — в него попали как небольшие дореволюционные домики, так и образцы конструктивизма и советского модернизма. На этот раз все модели были выполнены в масштабе 1:500. Каждая бумажная модель точно передавала пропорции, достоверно повторяла цвет, фактуру материалов и все детали зданий.

Сувенир не для холодильника
Рис. 1. Открытки из Новосибирска
Сувенир не для холодильника
Рис. 2. Открытки из Новосибирска

«Тульские древности» для посткроссинга

Музей «Тульские древности» к 20-летнему юбилею своей экспозиции «Секреты тульских мастеров» в 2019 году выпустил серию для посткроссинга — масштабного обмена открытками. В нее вошли 14 открыток. На трех из них изображен «дом с балконом», или усадьба купца Ермолаева-Зверева, где располагается музей. На других открытках — иллюстрации к экспозициям «Секреты тульских мастеров» и «Сказание о Мамаевом побоище», отсылающие к событиям Куликовской битвы. Проект стал совместной работой музея и тульской художницы Олеси Кагальниковой. Серию подготовили для местного сообщества посткроссеров, которые отправили открытки в разные города России и другие страны. Международный проект посткроссинга, в котором незнакомые люди со всего мира обмениваются открытками, насчитывает более 800 тысяч участников из 210 стран мира — открытка из Тулы могла отправиться в любую из них.

В этом году «Тульские древности» провели акцию «Открытка из музея», приуроченную к их 30-летию и ко Дню музеев. К участию были приглашены все, кто уже занимается посткроссингом или просто хочет обменяться открытками. В ответ на каждую дошедшую открытку тульский музей отправлял свою — из коллекции. Со всей России слетелись карточки с изображениями городских достопримечательностей, старинной архитектуры, музеев и их экспонатов.

Сувенир не для холодильника
Рис. 3 Открытка музея «Тульские древности»

Идентичный мерч Кемерово

Весной 2021 года был запущен проект «Идентичный Кемерово». Его главная задача — узнать, что вообще значит «по-кемеровски» и научиться это использовать. Чтобы погрузиться в восприятие города, организаторы попросили местных жителей заполнить анкету. Своим мнением поделились порядка 2 тысяч горожан; также организаторы проекта провели опрос четырех фокус-групп, в которые вошли культурологи, историки, журналисты, люди старшего возраста и школьники. Результаты исследования легли в основу концепции идентичности Кемерова. В итоге в городе появился свой мерч, и первыми стали открытки. Авторы проекта взяли ответы горожан из анкеты, а дизайнеры, художники, фотографы придумали для них оригинальные образы. В течение месяца было создано больше ста вариантов открыток. Те, что прошли модерацию, сейчас продаются в интернет-магазине на сайте проекта. С каждой продажи автору идут лицензионные отчисления. Самые популярные открытки продаются в аэропорту и гостиницах, кофейнях, арт-пространствах города.

Сувенир не для холодильника
Рис. 4 Открытка проекта «Идентичный Кемерово»

В прошлом году команда «Идентичного Кемерово» организовала творческую встречу, на которой горожане продумывали концепции имиджевых открыток для местных предпринимателей. Цель проекта — подчеркнуть их самобытность и рассказать, как отражается кемеровская идентичность в бизнесе. Местные художники воплотили идеи горожан в жизнь, а 10 компаний, среди которых салон красоты, медицинский центр, мебельная компания, гастробар обзавелись собственными открытками. Их использовали как сертификаты, приглашения на мероприятия и визитные карточки.

Идея просвещения

В начале сентября на Камчатке ежегодно проходит краевой фестиваль «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!». В 2022 году для гостей подготовили тираж открыток, на обратной стороне которых получатели могли найти QR-код. Отсканировав его, можно было прослушать лекции камчатского краеведа Сергея Вахрина и узнать много нового о главном богатстве Камчатки — лососе. Также авторы проекта рассказали о проблеме истребления видов морских млекопитающих, о массовом браконьерстве, об истории рыбного промысла. Отправить такие открытки посетители фестиваля могли бесплатно.

Специально для этого проекта был проведен конкурс детских рисунков — организаторы рассмотрели работы 150 участников, лучшие выбрали в качестве иллюстраций. Идея понравилась жителям Камчатки: многие из тех, кто не был на фестивале, захотели приобрести открытки и отправить друзьям и близким в другие регионы страны.

Сувенир не для холодильника
Рис. 5 Открытка фестиваля «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!»

Послание из края легенд

Возможность приобрести редкую открытку появилась и у жителей и гостей Калининградской области. Весной 2022 года инвестиционно-промышленный холдинг GS Group, который развивает в этом регионе инновационный кластер «Технополис GS», выпустил набор уникальных почтовых открыток под названием «Легенды Калининградской области». На них изображены знаковые места региона. Каждая открытка дополнена тематическим аудиосообщением, доступным по QR-коду — перейдя по нему, можно прослушать рассказ о достопримечательности, изображенной на открытке. Подобный проект организовали в области впервые.

В тираж запущены 12 видов открыток, их можно приобрести как по одной, так и в наборе. При создании открыток использовались фотографии центральных достопримечательностей Калининграда, среди которых Рыбная деревня, башня «Дона», Музей изобразительных искусств. В проект также вошли интересные объекты малых городов области, такие как мост королевы Луизы в Советске, Гусевский историко-краеведческого музей им. А. М. Иванова, церковь Святого Николая в поселке Ушаково. Отдельно открытки рассказывают об архитектуре Зеленоградска и о Куршской косе, а сферу высокотехнологичных производств региона представляет кластер «Технополис GS» в Гусеве. Сейчас открытки можно найти в почтовых отделениях региона, также планируется распространение в книжных и сувенирных магазинах, отелях и в аэропорту Храброво. Открытки с мини-экскурсиями по Калининградской области путешествуют по разным уголкам нашей страны и приглашают посетить этот удивительный край легенд. 

Сувенир не для холодильника
Рис. 6 Открытки из набора «Легенды Калининградской области»

Все новое — хорошо забытое старое. Еще в далеком 1914 году московская кондитерская фабрика «Эйнем» выпустила серию шоколадных конфет под названием «Москва будущего». В каждую коробку с конфетами производитель упаковывал набор рекламных открыток. На них изображалась Москва через 100-300 лет, а на оборотной стороне каждой располагалось описание. В 2010 году фабрика «Красный октябрь», правопреемник «Эйнем», перевыпустила ту самую коробку конфет вместе с набором карточек. Кто знает, возможно, и открытки из Камчатки, Новосибирска, Кемерово, Тулы и Калининградской области также станут своеобразным посланием потомкам.

0 – карма
Комментарии